Программа обучени

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой разработана в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной школы. Она предусматривает физическое, умственное, сенсорное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе.

Все эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, учебной, трудовой, художественной, что дает возможность осуществить всестороннее развитие и воспитание детей.

В Программе предусмотрено максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в учебной и игровой деятельности.

Большое внимание в Программе уделяется физическому воспитанию, которое направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременному формированию у них двигательных умений и навыков, развитию психофизических качеств (быстроты, ловкости, силы, гибкости и др.), овладению физическими упражнениями и подвижными играми, воспитанию жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности. Одним из важнейших условий, которые обеспечивают необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития является организация режима дня.

Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребенка.

В разделе о физическом воспитании даны также подробные рекомендации по организации полноценного питания, закаливания, формированию культурно-гигиенических навыков.

Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм организации двигательной деятельности: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники и др.

Глава «Умственное воспитание» начинается с раздела «Сенсорное воспитание» , где внимание педагогов обращено на необходимость ежедневной целенаправленной работы по обследованию предметов практически во всех видах деятельности, как совместных, с взрослыми, так и самостоятельных.

Раздел «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих.

  1. Предметное окружение, которое предполагает формирование представлений о предмете, как таковом, и как о творении человеческой мысли в результате трудовой деятельности.
  2. Явление общественной жизни, где стержневой темой является жизнь и труд людей.
  3. Мир природы, в основе приобщения к которому является помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

 

Экологическое воспитание (раздел «Природное окружение») – ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанного бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Большое внимание в Программе уделено развитию речи детей.

Развивающая речевая среда нацеливает педагогов на ежедневный кропотливый труд по развитию речи, как средства общения ребенка с взрослыми и сверстниками. На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим и художественной литературой детей подводят к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления окружающей действительности и имеют определенное значение, и что для точного выражения мысли нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Для каждой возрастной группы определен уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем.

В умственном развитии большое значение имеют занятия по формированию элементарных математических представлений, которые направлены на развитие у дошкольников логического мышления, на усвоение ребенком (в соответствии с возрастными возможностями) ряда представлений, понятий, отношений и закономерностей (количество, число, порядок, равенство, неравенство, целое – часть, величина – мера и др.).

Основными аспектами нравственного воспитания являются формирование у детей:

  • уважения к взрослым и сверстникам;
  • навыков культурного поведения;
  • нравственных привычек;
  • ответственности;
  • усвоение социальных ценностей;
  • чувства долга.

 

Глава «Трудовое воспитание» раскрывает основные задачи: формирование положительного отношения к труду. Это предусматривает следующее:

  • ознакомление с трудом взрослых;
  • дает представление об общественной значимости труда;
  • бережное отношение к его результатам.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.
  4. Ручной труд.

 

Раздел «Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность.

Большое внимание в Программе уделяется главе «Игра» , где подробно излагаются характеристики игровой деятельности, т.к. она является очень важной и ведущей в дошкольном возрасте.

Начиная с младшего возраста, воспитатель формирует у детей игровые действия, объединяя их несложным сюжетом, развивает умение переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации, приучает детей к совместным играм небольшими группами.

В подготовительной группе дети уже самостоятельно организуют все виды игр, проявляют инициативу, творчество. У детей сформированы взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.


by with no comments yet.